accorel.ru
Темперные краски

Темперные краски: Исторические корни и применение в наши дни

Темпера – плюсы и минусы этих красок

Из древности дошли работы художников, живших более тысячи лет назад. Темперные краски использовали художники прошлого. Они добывали свои цвета, собирая разные минералы, а потом измельчали их в ступке. Получался порошок, который можно было растворить или смешать с клеящей основой.

Дословно с итальянского языка темпера (tempera) переводится, как смешивание. Когда создавались эти краски, то нельзя было прийти в магазин и приобрести себе нужный набор цветов и оттенков. Большинство живописцев самостоятельно добывали себе рабочий материал для написания своих произведений. Поэтому художественному промыслу учились долго.

Коллизей
Коллизей

В процессе учебы познавали не только, как изобразить того или иного человека (животное, предмет, событие). Познавали еще и природу создания цвета на холсте или пергаменте. Многие свои картины писали на стенах зданий, жилых домов и общественных мест. Одним из примеров создания монументальной живописи является Колизей.

Античные статуи были раскрашены
Античные статуи были раскрашены

Однако, сегодня Колизей представляет разрушенное сооружение из глиняных кирпичей. Но в период использования его для гладиаторских сражений стены были расписаны картинами, изображавшими события, которые происходили на арене. Десятки художников трудились над новыми фрагментами, изображая последние события. Не только снаружи, но и внутри посетители могли видеть то, что можно ожидать.

С той поры прошли тысячелетия. Колизей разрушили время и атмосферные воздействия. Краски постепенно обесцветились. Нет того величия, какое было более двух тысяч лет назад. В этом и заключается особенность темперной живописи, она не может существовать вечно. Нужна защита, которая предотвратит потери цвета, снижение насыщенности.

Сегодня установлено, что древние статуи также имели раскраску. После окраски темперными пигментами статуи были похожи на живых людей. Цвет одежды, лиц и волос соответствовал реальным людям.

Темперные краски

В период создания темперные краски представляли собой цветные порошки, которые замешивали на яичной белке. В цветах, где присутствуют желтые и коричневые оттенки, добавляли и желток. Поэтому выглядят эти тона гораздо ярче остальных. Особенно интересно выглядят лица, написанные темперой. Цвет желтка виден в раскраске.

В те времена картины мастеров можно было различать сравнительно легко. Городские художники в своих работах использовали яйца от кур, выращенных внутри города. Их отличает бледность лиц. Причина не только в плохом внешнем виде изображаемых людей. Она еще и в том, какие желтки имеют куриные яйца. У городской птицы они блеклые.

Совсем иначе выглядят портреты, написанные вне городов. Здесь более яркие краски. Лица отличаются здоровыми оттенками. Для замешивания красок использовали яйца от птицы, живущей на воле, она получает в питании больше витаминов.

В территории сегодняшней Испании, а также в Египте более двух тысяч лет назад стали выполнять замешивание темперы на жирах. До сегодняшних дней дошли картины, написанные с применением овечьего жира. Есть даже экзотический жир, полученный из крокодилов. Эти картины отличаются высокой насыщенностью цвета.

На самом деле египетские рисунки заметно отличаются от европейских. В них чаще присутствуют холодные цвета. На Африканском континенте есть места, где несложно добыть пигменты синего цвета. В Европе их могли приводить только из северных территорий. Поэтому картины, фрески, панно имеют больше коричневых цветов. Создается ощущение, словно жители проживали в постоянной серости или везде присутствовала сплошная глина или пыль, которая давала основной фон всем сюжетам.

Нечто подобное и сегодня можно наблюдать в рисунках жителей Центральной Азии. Их картины несут в себе большое количество желтой пыли.

Греческие художники часто готовили свои краски, используя оливковое масло. Картины получались, словно покрытые лаком. Но подобная масляная основа высыхала довольно долго. При написании такими типами красок нельзя использовать мольберт, полотно должно лежать плашмя, иначе появятся подтеки. На многих старинных произведениях из Византии можно увидеть следы мух. Они не давали застыть краскам. Поэтому часто изображения получались несколько смазанными, ведь в работе кроме художника свой след внесли и насекомые.

Многие видели Регистан (кто-то на иллюстрациях, а кому-то повезло оказаться в древнем городе)  – это площадь в центре Самарканда. На ней расположено высшее духовное училище мусульман (медресе Улугбека). Его возвели в 1420 году. Тут нет рисунка в обычном понимании, но темпера присутствует. Лицевые поверхности зданий облицованы мозаикой. А каждый камень мозаики покрашен темперой на яичном желтке. За шестьсот лет сохранилась первозданная красота этих сооружений.

Современные реставраторы вносят самый минимум дополнений, чтобы сохранить для потомков созданную в Средневековом прошлом красоту. Конечно, сухой климат с минимальным количеством осадков оказал большое влияние на сохранность этих зданий. Но сама краска продемонстрировала высокую стойкость к атмосферному влиянию.

Церковь Ивана Великого снаружи окрашена в белый цвет (1508 г. постройки). Но внутри она расписана настенными иконами, покрыта ликами святых. Темперная краска в руках иконописцев сохранилась великолепно. Даже трудно представить, сколько людей трудились при росписи всех стен. Везде ощущается единый стиль написания.

Крупные реставрации проводили в 1613…1618 гг. после изгнания поляков, а также в 1813…1815 гг. после изгнания Наполеона. В настоящее время периодически храм закрывается для проведения реставрационных работ. Современные мастера стараются повторить стиль предков, не нарушить стиль, дошедший из далеких веков.

Темперные краски используют современные живописцы. Однако, их основа уже заметно отличается от древних технологий создания художественной краски. Конечно, некоторые пытаются представить изображение под старину, но современный стиль все равно заметен. Другая манера исполнения рисунка.

Что такое темперная живопись

Картины выполненные темперой реалистично
Картины выполненные темперой реалистично

Живопись темперными красками имеет свои особенности. Есть определенное сходство с работой акварелью. В обеих техниках используется прописывание нескольких слоев один над другим.

При этом есть и определенные различия:

  • в темперной живописи проработка следующего слоя выполняется после высыхания предыдущего, в акварельной – возможна работа «по мокрому» (накладываются последующие слои на еще влажную основу);
  • разведенные на желтковой основе краски полностью скрывают фон холста или материала, на котором выполняется рисунок;
  • выполнение работы возможно на самых разных поверхностях, даже на оштукатуренных стенах без формирования грунтового покрытия;
  • допускается выполнение четкой строгой графики с ярко очерченными линиями, а также плавный переход между цветами;
  • использование белковой основы позволяет сохранять эластичность в течение столетий, изображение не трескается со временем;
  • цвета не выцветают, а сохраняют изначальную насыщенность;
  • можно получить любой набор цветов и оттенков.
Картины выполненные темперой
Картины выполненные темперой

Картины, выполненные темперой, иногда могут восприниматься фантастическими. Часто художник словно спорит с реальностью, старается усилить впечатление. В руках разных исполнителей один и тот же сюжет прописывается совершенно в разных стилях.

Современные авторы часто приходят к этим краскам в поисках новых решений. Другие традиционно работают ими. Здесь трудно определить грань.

Бывает, что картина выполняется с использованием нескольких видов красок. Что определяет выбор? Ответить трудно. Часто – это поиск выразить свое мировосприятие.

Темпера определение история

Исходя из определений, темперная краска даже в настоящее время не изучена до конца. Можно встретить живописцев, которые в поисках цвета ведут поиск пигментов, которые будут отвечать их потребностям.

Сикстинская мадонна
Сикстинская мадонна

Так уже было в истории. Рафаэль Санти половину своего времени проводил, экспериментируя с цветом. Его «Сикстинская мадонна» явилась результатом длительного поиска холодных оттенков, которые могли бы дать наибольшую выразительность центральному изображению. Он стремился выразить вход в мир младенца, которому суждено спасать мир.

Многие пытались повторить подобный поиск цвета, но удалось единицам. Большинство пользуется известными наборами минералов, которые смешиваются уже при написании картины.

Что представляют собой темперные краски

Итак, установлено, что в состав темперной краски входят набор пигментов, которые разведены на связующем растворе.

Изначально использовался желток и белок от птичьих яиц, преимущественно кур. Позже стали применять жиры, что позволило расширить диапазон возможностей живописца.

Развитие ремесел, прежде всего, мебельного производства позволил получать клей растительного или животного происхождения. Поэтому для многих художников появилась возможность испытать краску на клеевой основе.

Казеин и клей, полученный длительной вываркой костей, в своей работе использовали Микеланджело, Сандро Ботичелли, Уголино ди Тедиче, Джотто и другие. Их творения через пятьсот с лишним лет удивляют и покоряют зрителей. Но клей в составе темперной краски часто вызывает появление трещин. Лишь немногим удалось найти добавки, которые придадут изображению прочность. Большинство картин на казеине или столярном клее рассыпались в первые столетия после их написания.

Темпера ПВА поливинилацетатная

Современные клеи привлекли художников к эксперименту с испытанием возможностей их для живописи. Поливинилацетатная краска была испытана в начале тридцатых готов прошлого века. Уже тогда пользователи оценили ее возможности.

Первыми были мастера французской школы. Так, Камиль Писсаро любил отображать одно и то же место в разное время дня, а также – в разные временные периоды.

Темперная краска на основе ПВА
Темперная краска на основе ПВА

Его стиль позже переняли многие последователи. Они были и в советской художественной школе. Но Писсаро одним из первых попытался создать темперную краску на основе ПВА.

Многие удивлялись виду картин. Они не были похожи на классическую темперную краску. Заметно отличались от масляной живописи. В течение нескольких лет художник никого не пускал в свою мастерскую. Таинство своей техники ему удавалось сохранять от друзей и возможных недругов.

Использование фотографии
Использование фотографии

Для написания своих работ он одним из первых начал использовать фотографию. Перед написанием новой картины он фотографировал то, что впоследствии отображал на полотне. Приходилось идти на разные ухищрения, чтобы не быть замеченным. Фотографии делались из карет, через стекла автомобилей. Бывало, что живописец забирался на крыши зданий и снимал сюжеты для своих будущих полотен.

После смерти в его квартире нашли несколько сотен фотографий и набросков по ним. Очень много было задумано, но воплотить в реальность удалось сравнительно немного.

К началу сороковых годов другие живописцы стали применять ПВА в качестве связующей основы для рисунка темперой. Лоск и сохранение изначального цвета привлекло живописцев и из других стран.

Воскомасляная темпера

Поль Эмиль Шабас «Радостный пляс»
Поль Эмиль Шабас «Радостный пляс»

Работа с животными и растительными жирами не прошла бесследно. Поль Эмиль Шабас в своей картине «Радостный пляс» использовал краску, в которой помимо растительного жира присутствовал пчелиный воск. Использование подобной краски позволило добиться удивительного сходства изображенной кожи человека с реальностью. Позже на французских и итальянских фабриках, производящих краски, начали закупки пчелиного воска для производств воскомасляной темперы.

Такую краску уже трудно назвать темперной. В ней соединились разные начала, которые позволили получить продукт высочайшего качества.

Казеиново-масляная темпера

Разведенные на казеине краски осыпались. Тогда и возникло желание сделать их более пластичными. В Германии сумели получить стабильную смесь, которая высыхает сравнительно быстро. Растворение пигментов на подобном связующем дало развитие целому направлению в производстве художественных материалов.

Акриловая темперная краска

Акрил – это полимер, который словно специально предназначен для использования в художественном промысле. Современные художники сравнительно недавно открыли для себя этот удивительный материал.

Некоторые мастера пишут акрилом, растворяя его водой
Некоторые мастера пишут акрилом, растворяя его водой

Акриловую темперную краску можно использовать в любой технике рисования. Некоторые мастера пишут акрилом, растворяя его водой. Получается рисунок подобный акварели. Но он имеет преимущества перед обычной акварелью. После высыхания нижнего слоя можно прописывать еще не один десяток слоев. Картина начинает выглядеть не как плоское изображение, в ней возникает эффект глубины. Словно появляется трехмерное изображение на плоскости.

Плюсы и минусы темперных красок

Темперные краски относятся к разряду довольно дорогих.
Темперные краски относятся к разряду довольно дорогих.

Современные темперные краски реализуются наборами, но при необходимости можно приобретать тюбики нужных цветов, чтобы писать картины задуманного стиля. В течение нескольких лет на телевидении США шла программа, в которой талантливый художник Боб Росс обучал искусству написания самых фантастических сюжетов в прямом эфире.

Он тогда упоминал о темперных красках. По его мнению, использование подобных материалов позволяет писать многослойные изображения в течение короткого времени. Это он демонстрировал, обучая миллионы американцев быстрому созданию шедевров.

Боб Росс акцентировал, что темперная краска позволяет прорабатывать не только большие площади, очень тонкие линии можно прорисовывать, используя мастихины или тонкие кисти.Темперные краски

Из недостатков отмечал американский художник только одно – эти краски относятся к разряду довольно дорогих.

Какие темперные краски купить.

Если возникает желание писать картины, то выбор можно остановить на акриловых темперных красках. Они прощают многие огрехи начинающих художников. Они же нравятся мастерам живописи. Ими восхищаются зрители, приходя на выставки современных авторов.

Краска высыхает довольно быстро. Не нуждается в покрытии лаками или олифами. При необходимости доработки поверх основного изображения можно наложить новые слои, которые будут эффектно сочетаться с нижними.

Преимущества покупки темперных красок

Купив темперные краски, можно не переживать, что они пропадут через какое-то время. Гуашь может высохнуть. Масляные краски потускнеть. Темперные краски останутся неизменными в течение нескольких лет.

Как сохранить высокое качество красок

Главное условие при пользовании красками – это нанесение на рабочую палитру того количества, которое будет израсходовано. Всю неиспользуемую краску следует закрывать, чтобы в ней не происходили процесс полимеризации.

Современная основа для письма темперой

Чтобы научиться рисовать, нужно брать холст, плотный картон, оргалит или МДФ. Покрыть будущее изображение белой или любой нужной краской поверхность. Потом начать писать.

Не получится с первого раза – не страшно. Каждый следующий рисунок будет лучше предыдущего. Для обучения можно посмотреть видеоролики, в которых мастера делятся своими секретами.

Пора начинать работу
Пора начинать работу

На чем лучше писать? Выбор огромен. Для начала можно напилить небольшие фрагменты из плотного трехмиллиметрового ДВП (оргалита) квадратики размером 20х30 см.

Нужно еще приготовить немного акриловой краски белого цвета, она будет использована в качестве грунта. На нее темперная краска будет ложиться ровно. Писать можно на гладкой стороне. А еще лучше на обратной стороне, покрытой мелкими квадратиками. Эффект будет впечатляющий. Эта сторона создаст неповторимый эффект, картины будут выглядеть профессионально. Пора начинать работу.

 

Добавить комментарий

СОДЕРЖАНИЕ

      Мы в соцсетях

      Будем рады видеть Вас в наших соцсетях

      Adblock
      detector