Рисуем на стекле: выбор красок для творчества

Рисунок на стеклянной посуде

Как выбрать краски для рисования на стекле

Посещая выставки, музеи или иные мероприятия, где мастера показывают результаты своего творчества – рисунка на стекле, – восхищаешься нестандартными изображениями. Глядя на удивительную роспись по стеклу, узоры и миниатюры, многие задаются вопросами:

  • Какими красками можно рисовать на стекле?
  • Как научиться создавать подобное своими руками?
  • С чего начать?

Любое дело начинается с приобретения инструментов и материалов для самостоятельной работы. Нужно заготовить кусочки стекла или керамики, на которых возникнут первые изображения.

Понятие о краске для рисования на стекле

Краситель, предназначенный для нанесения на стекло, должен отвечать нескольким требованиям:

  • образовывать сильные адгезионные связи, достаточно плотно прилипать к идеально гладкой поверхности, после застывания прочность прилипания должна возрастать, а не понижаться;
  • пленка нанесенной краски не должна выгорать под действием солнечных лучей, выбор красящих пигментов производят специально, учитывая их поведение под УФ-лучами;
  • отсутствие вредный выделений: никому не будет приятно выполнять работу, ощущая неприятный запах (противогаз не способствует получению качественного рисунка);
  • нужна краска, которую легко брать и переносить с палитры на рабочую поверхность.

Остается разобраться, какие материалы подойдут для подобной работы.

Краски по стеклу

Акриловые краски для нанесения изображений на стекло создают на поверхности непрозрачный тонкий слой. Особенность этих красителей в том, что они имеют высокую степень прилипания к гладкой поверхности, в процессе полимеризации прочность сцепления со стеклом только возрастает. Смыть высохшую краску почти крайне сложно, приходится соскребать.

Глядя на многоцветный рисунок (рис. 1), можно видеть, как художник в процессе работы над ним умело смешивал краски. Он добивался получения того оттенка, который возник у него в процессе рисования. «Жар-птица» на фужерах

Рис. 1 «Жар-птица» на фужерах

Здесь использованы несколько разных техник, которыми пользуются художники на фабриках, выпускающих стеклянные изделия. Присутствуют:

  • точечный рисунок, его характерной особенностью является нанесение небольших точек, которые и создают определенное видение изображения;
  • художественное рисование, для которого характерным является мазок. Когда готовят кисть для многокрасочного мазка, то на ней присутствуют сразу несколько цветов. При движении кисти, каждый цвет оставляет свой цвет. Они иногда плавно переходят один в другой, но возможны и контрастные взаимодействия;
  • многослойное наложение краски, указывающее на высокий профессионализм художника. На самом деле профессионалы рисунка начинают работу не со светлых тонов, они создают нижний слой из темных оттенков, а потом остальная картинка получается высвечиванием на основном фоне ярких фрагментов, которые и привлекают внимание остальных.

Акриловые краски в руках опытного художника на стеклянной поверхности дают возможность формировать сложные узоры, которые не всякий может повторить (рис. 2). Здесь трудно говорить о ремесленничестве – это великолепный творческий процесс. Только с первого взгляда все изделия кажутся одинаковыми, приглядываясь к ним внимательно всегда можно увидеть отличия. Каждый мастер, пользуясь акриловыми красителями, оставляет свою индивидуальность на расписанных предметах. Роспись по стеклу акриловыми красками

Рис. 2 Роспись по стеклу акриловыми красками

Глядя на процесс, у многих возникает желание приобщиться к такому творчеству. Оно завораживает, рождает свои картины, которые так и хочется оставить на прозрачной основе.

В свое время итальянские мастера нашли свой способ оставить след в искусстве. Они использовали краски на основе желатина. Сегодня редко, кто пользуется технологиями средневековых художников по стеклу. Их краски позволяли оставлять только тонкую прозрачную пленку с оттенками нужного цвета.

Современные мастера, используя технику рисунка из средневековья, применяют краски на органических растворителях. Их лаковая основа дает возможность получить блеск сразу после нанесения. Застывая, оттенок только увеличивает насыщенность, становясь несколько темнее. Витражная роспись удивляет свой воздушностью (рис. 3). Рисунок на стекле, выполненный красками на основе нитролака

Рис. 3 Рисунок на стекле, выполненный красками на основе нитролака

Пигменты, придающие прозрачному лаку цветовые оттенки, ничуть не снижают прозрачности изделия. Ощущение легкой воздушности так и остается, глядя на качественную работу современного мастера.

Чтобы придать изделию вид, подобный старинному витражу, нужно дать каждому цвету особое обрамление. Его добиваются, используя контурные витражные краски. Они дают не тонкую пленку, а на поверхности формируют валики небольшой высоты. Образуются замкнутые пространства, куда заливается краска (рис. 4). Контурная краска, имитирующая медную проволоку на стекле, позволяет получить «волшебный» рисунок.

Рис. 4 Контурная краска, имитирующая медную проволоку на стекле, позволяет получить «волшебный» рисунок.

Раньше к стеклу разными способами приклеивали медную или серебряную проволоки, старались максимально приблизить ее к поверхности, чтобы исключить перетекание разных цветов из одного ограниченного пространства в другое. Приходилось и отмывать фрагменты, поэтому процесс рисования длился довольно долго. Ждали, когда засохнет один цвет, чтобы работать с другим.

Промышленные способы росписи на стекле

Использование контурного рисунка позволяет одновременно работать с несколькими цветами. Контур на некоторых фабриках наносят в виде шаблонов (рис. 5). Современные технологии позволяют максимально облегчить работу рисовальщика. Он скорее выступает, как раскрасчик контурного рисунка. Контур, переносимый на стекло

Рис. 5 Контур, переносимый на стекло

  1. Выбирается подходящее изображение, которое желают получить на стеклянной поверхности.
  2. Выполняется фотографирование выбранного изображения. Оно сохраняется в цифровом виде на компьютере.
  3. С помощью программы Photoshop выполняется необходимая обработка, чтобы удалить ненужное, а также выделить главное.
  4. Производится печать на прозрачную основу, например, на полипропиленовую пленку.
  5. Тепловым способом рисунок переносят на стекло. Остается только контур, куда следует выполнить заливку.
  6. Художник вручную заполняет предоставленные пространства по номерам красок.

Получается рисунок, который повторяется многократно. Именно так на стеклянных шарах для Новогодней елки расписывают разными «волшебными» рисунками (рис. 6). Новогодние украшения для елки, расписанные стеклянные шары

Рис. 6 Новогодние украшения для елки, расписанные стеклянные шары

Как сделать краску своими руками

Приобщиться к творчеству росписи стеклянных изделий может любой. Только начинающий художник может проверить, стоит ли ему заниматься таким увлекательным делом. Можно попробовать свои силы, не приобретая дорогостоящих красок, изготовив их своими руками.

Главное при работе подобрать желаемый носитель для красителя.

Рисование на клеевых красках, изготовленных на основе ПВА, может освоить любой. Технология простая.

  1. Отлить немного клея ПВА в емкость на 1…3 мл.
  2. Капнуть несколько капель колера. Добавляя колер, можно контролировать насыщенность цвета.
  3. Смешивая разные колеры, добиваются нужного оттенка.

Готовые образцы краски нужно хранить в плотно укупоренных флаконах. Некоторые перед каждым рисованием приготавливают новые расходные материалы.

Используя прозрачный лак для ногтей тоже можно получать прозрачные краски для стекла. Процесс подобен том, что изложен выше. Различие только в несущей основе для красок.

Применив белую акриловую фасадную краску, можно получить и акриловые витражные краски. Технология ничем не отличается от описанной выше. Только используют акриловый носитель.

Роспись по стеклу – это интересное занятие, которое может стать творческой профессией.

Видео: Роспись по стеклу

Ссылка на основную публикацию