Кисти для акварели: Как сделать правильный выбор

Какие кисти для акварели лучше

Рисунок акварелью
Легкая и воздушная акварель

Легкая и воздушная акварель, радующая глаз тонкими переходами цвета. Как она создается? Художники, работающие в указанной живописной технике, отмечают, что использование акварельных красок дает возможность играть с бумагой, предоставляющей богатый простор для выстраивания фона и пространства.
На вопрос, какие кисти для акварели лучше всего, однозначного ответа нет. Это, прежде всего, выбор художника, а значит, каждый формирует набор кисточек «под себя». Причем, размер кистей и характеристики ворса не зависят от формата листа. Даже на больших полотнищах присутствуют мелкие детали, а в миниатюрах необходимо создание фона. То есть, вне зависимости от размера художественной задумки в запасе у художника должны быть и малые, и средние, и большие кисточки разной формы.

Из чего состоит кисть

Кисти для акварели
Из чего состоит кисть

Производители кистей для рисования радуют потребителей широким диапазоном размеров, видов, материалов продукции. Для начинающего художника такое разнообразие может стать проблемой.

Главное, что надо знать о художественных кистях, это то, что они состоят из следующих частей:

  1. Древко (ручка). Для его изготовления наиболее часто применяют покрытую лаком древесину твердых пород дерева (бук, ольха, осина, береза). Реже встречаются кисточки с акриловым древком.
  2. Волосяной пучок определенной формы и размера, собранный из натуральных или синтетических материалов.
  3. Держатель кисточки – «гильза» из устойчивых к коррозии металлов (алюминий, латуни, меди). Лучшими считаются бесшовные цельнометаллические держатели.

Формы кистей

Конфигурация художественных кистей может быть разной. Самые распространенные формы – это круглая и плоская. Но на рынке товаров для рисования с легкостью можно найти кисточки заливочные, контурные, ретушные, для каллиграфии и т.д.

 

Формы кистей
Формы кистей

 

Кисть круглая

Многие художники называют ее универсальной и ценят за закругленный кончик во влажном состоянии. Такая кисточка пригодна для создания разнообразных форм и эффектов, а также прорисовывания тончайших деталей. Кисть такой формы – старейшина среди товаров для художников, активно применялась творцами Средневековья, использовавшими густые масляные краски. Сегодня за счет разных материалов в волосяном пучке круглые кисточки могут применяться при прорисовке миниатюр, создании шрифтовых, заливочных работ и пр.

Кисть плоская

При создании акварели сегодня часто используются плоские кисти. Основное предназначение – смачивания листа крупного формата, заливка фона градиентным или однородным тоном. Также подходит для прорисовки деталей и нанесения лака. Позволяет наносить одним мазком широкий слой краски, создавать поворотом ручки пятна интересных форм и т.д.

Кисти для каллиграфии

  Предназначение инструментов для каллиграфии – создание четких линий. Но их также можно применять и в акварели, поскольку такие кисточки дают возможность выписывать интересные текстуры, мельчайшие детали за счет тонкого кончика в намоченном состоянии. Иногда крупные кисти для каллиграфии используют в акварели для заливки фона. Наиболее ценными считаются кисточки с комбинированным ворсом, у которых одна часть волосяного пучка состоит из мягкого материала, а вторая – из жесткого.

Заливочные кисти

Являются разновидностью круглых кисточек. Отличаются значительной толщиной и исключительно мягким ворсом в волосяном пучке. Идеальны для заливки больших площадей в акварельной живописи, также подходят для плотных базовых мазков.

Контурные кисти

Это плоские кисти с укороченным волосяным пучком. Короткий ворс демонстрирует большую упругость и дает художнику возможность контролировать качество мазков. С помощью такой кисти хорошо выделяется контур. Может использоваться для создания плавного перехода из одного цвета в другой.

Ретушные кисти

Такие кисточки еще называют скошенными. За основу взята плоская форма основания, а волосяной пучок имеет скос под углом. Ретушные кисточки используются для прорисовки четких линий, очерчивания острых углов. Незаменимы при создании эскизов, набросков.

Кисти для миниатюр

Уже из названия видно, что такие кисточки используются для создания тончайших линий и едва заметных точек на полотне. Тонкие кисти круглой формы, с короткой или средней длиной волосяного пучка.

 Кисти для акварели по типу волоса

Акварельная краска после растворения водой имеет самую малую вязкость среди всех художественных красок. Поэтому главное требование к ней – способность быстро вбирать раствор краски и переносить его на бумагу.

Акварельные кисти должны быть:

  • упругими,
  • с мягким ворсом.

Правильный выбор кисточек позволит избежать ошибок начинающим художникам и сохранить поверхность бумаги в целости до конца работы над картиной.

 

Кисти для акварели по типу волоса
Кисти для акварели по типу волоса

 

Поговорим о самых распространенных типах волосяных пучков.

Кисти из волоса пони/козы

Это наиболее доступные по цене и распространенные в продаже кисточки. Ценятся художниками за шелковистый и гладкий волос, одновременно демонстрирующий достаточную плотность в пучке. Такие кисти хорошо впитывают и отдают красочный раствор. В намоченном состоянии собираются на кончике в конус и держат эту форму до следующего намачивания.

 Кисть беличья

Любимая многими художниками белка – это кисти для акварели, обеспечивающие комфортную заливку бумаги. Лучше остальных натуральных материалов вбирает в себя воду. За счет максимальной мягкости ворса может работать как по бумаге, так и по ранее нанесенному слою краски. В намоченном состоянии демонстрирует тонкий кончик, а значит, подходит и для прорисовки мелких деталей. К минусам этого типа волосяного пучка относится его недолговечность, поэтому при выборе беличьей кисточки следует особое внимание уделить качеству.

Кисть колонок

В отличие от беличьих, кисти для акварели колонок демонстрируют завидную долговечность. Это более жесткий ворс, чем у белки, со средней степени упругости. Набирают меньше воды, чем предыдущий описанный тип кистей. Колонок, как правило, используется при прорисовке мельчайших деталей и создании картин в стиле «быстрого письма» (alla prima).

Кисть синтетика

Для акварели необязательно использовать кисти с натуральным ворсом. Синтетика – это современный и высококачественный материал, позволяющий художникам создавать великолепные работы. Такие кисти демонстрируют высокую упругость и «сухость» при работе с акварельными красками. Выпускаются разных форм, что дает возможность использовать их на любом этапе работы (для заливки бумаги, прорисовки крупных и мелких деталей, и т.д.).
Производители не ограничиваются классическими видами кистей. Художникам предлагаются все новые разработки. Например, так называемая водная кисть для работы на пленэре, имеющая резервуар для воды или разбавленной акварельной краски.

Акварельные кисти от разный производителей
Акварельные кисти от разный производителей

Производители кистей

Как уже говорилось в начале нашей статьи, каждый художник сам формирует необходимый ему набор кисточек. Профессиональные кисти и акварели от именитых производителей, либо дешевые аналоги из отделов «Детское творчество»? Выбор есть всегда.
К наиболее раскрученным маркам художественных кисточек относятся товары таких производителей, как:

  • Компания с 30-летней историей, использующая в производстве кировскую школу обработки натурального волоса, а также зарубежные технологии.
  • «Черная Речка». Популярная среди художников отечественная марка, известность которой шагнула далеко за пределы России. Кисти от этой компании можно назвать дешевым и одновременно высококачественным аналогом художественного инвентаря от Roubloff.
  • Выдает качественный товар, однако многие художники отмечают несоответствие фабричной маркировки кистей с общепринятыми стандартами.
  • Отечественная компания, изготавливающая кисточки как из натурального волоса, так и из синтетических волокон. Дает трехлетнюю гарантию на всю свою продукцию.
  • Испанская фирма, производящая художественные кисти с 1933 года. Специализация – натуральные материалы. Самыми популярными товарами Escoda являются кисточки с китайской щетиной, а также ворсом русской белки и таймырского колонка.

Какие выбрать

Обилие предложений на рынке художественных кистей может сбить с толку. Как правильно выбрать кисти для рисования акварелью? Для начала определитесь с формой кисточки и типом волосяного пучка (натуральный или синтетический ворс).

Если вы начинающий художник, возможно стоит начать с синтетических, а значит более дешевых кистей. В процессе работы станет понятно, какие кисти хороши именно для вас. После этого уже можно будет без лишних финансовых потерь переходить на более дорогостоящие натуральные кисточки.
Отнеситесь к выбору кисти для акварели с максимальной ответственностью и тогда ваша творческая деятельность не будет омрачена неудобным реквизитом.

Рисунок акварелью созданный опытным художником

 

Советы по уходу и использованию

Опытные художники рекомендуют для начала обзавестись необходимым минимумов кисточек:

  • Круглые кисти из колонка или белки с номерами 3, 8, 12.
  • Плоская кисть из колонка или синтетического ворса с номером 12.

В процессе работы, в зависимости от манеры вашего письма, выявится, какие кисточки еще необходимы.

Не акцентируйтесь на дорогом инвентаре. Порой дешевые аналоги раскрученных брендов позволяют добиться замечательных результатов.

Подбирайте кисти для акварели под себя и творите с удовольствием!

Видео: Как выбрать кисть для акварели?

Ссылка на основную публикацию